Классификация и маркировка моторных масел
Быстро движущиеся части автомобильного двигателя под действием силы трения способны разрушиться за считанные минуты. Этого не происходит из-за наличия смазки и охлаждения.
Моторное масло − важнейший компонент систем смазки и охлаждения. Многообразие двигателей и условий в которых они работают привело к появлению огромного асортимента масел на рынке.
Первым делом моторные масла классифицируются в зависимости от основы масла и разделяют на синтетические, полусинтетические и минеральные масла.
Синтетическое масло («синтетика», Fully Synthetic) имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» – возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры. Но за все надо платить – синтетические масла наиболее дорогие.
Минеральное масло («минералка», Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» – оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании – оставляет шлаки в моторе.
Полусинтетическое масло («Полусинтетика», Semi-Synthetic) – некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».
Ключевым параметром масла, является его вязкость и температурные свойства, определяющие пригодность масла для использования в тех или иных условиях.
Классификация масел по SAE
Огромную популярность завоевала классификация по SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров). По этой классификации свойства масла зашифрованы в двух цифрах, разделенных дефисом. Первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость, вторая − высокотемпературную. Буква W после первой цифры, говорит о том, что масло можно использовать и в зимний период.
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
- 0W– масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
- 5W– масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
- 10W– масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
- 15W– масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
- 20W– масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
- 30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
- 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
- 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
- 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Область применени масла зачастую классифицируется по API (American Petroleum Institute, Американский институт нефти).
Обозначения API для бензиновых моторов:
- SC – автомобили, разработки до 1964 годов
- SD – автомобили, разработки 1964-1968 годов
- SE – автомобили, разработки 1969-1972 годов
- SF – автомобили, разработки 1973-1988 годов
- SG – автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
- SH – автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
- SJ – автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
- SL – автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
- SM – автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует – масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
- CB – автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
- CC – автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
- CD – автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
- CE – автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
- CF – автомобили с 1990 г., с турбиной
- CG-4 – автомобили с 1994 г., с турбиной
- CH-4 – автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
- CI-4 – современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
- CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
Европейские производители моторных масел часто пользуются классификацией по ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, Европейская ассоциация авто-производителей). Во многом требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра – тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.
Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Дата обновления: 16 августа 2015г.
Образование (3)
Разное (4)
Автомобили (11)
Спорт (9)
Бытовая техника (1)
Компьютеры (5)
Туризм (3)
Строительство (1)
Кредиты, Займы (1)
Реклама (4)
Климат (1)
Услуги (3)
Растения, животные (2)
Юридические услуги (3)
Связь (1)
Стройматериалы (2)
Автосервисы (2)
Культура (1)
(4)
Пассажирские перевозки (6)
Веб-дизайн (1)