Классификация и маркировка моторных масел

Статьи → Классификация и маркировка моторных масел

Быстро движущиеся части автомобильного двигателя под действием силы трения способны разрушиться за считанные минуты. Этого не происходит из-за наличия смазки и охлаждения.

Моторное масло − важнейший компонент систем смазки и охлаждения. Многообразие двигателей и условий в которых они работают привело к появлению огромного асортимента масел на рынке.

Первым делом моторные масла классифицируются в зависимости от основы масла и разделяют на синтетические, полусинтетические и минеральные масла.

Синтетическое масло («синтетика», Fully Synthetic) имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» – возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры. Но за все надо платить – синтетические масла наиболее дорогие.

Минеральное масло («минералка», Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» – оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании – оставляет шлаки в моторе.

Полусинтетическое масло («Полусинтетика», Semi-Synthetic) – некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

Ключевым параметром масла, является его вязкость и температурные свойства, определяющие пригодность масла для использования в тех или иных условиях.

Классификация масел по  SAE

Огромную популярность завоевала классификация по  SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров). По этой классификации свойства масла зашифрованы в двух цифрах, разделенных дефисом. Первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость, вторая − высокотемпературную. Буква W после первой цифры, говорит о том, что масло можно использовать и в зимний период.

 Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

  • 0W– масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
  • 5W– масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
  • 10W– масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
  • 15W– масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
  • 20W– масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

  •  30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
  • 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
  • 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
  • 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Область применени масла зачастую классифицируется по API (American Petroleum Institute, Американский институт нефти).

Обозначения API для бензиновых моторов:

  • SC – автомобили, разработки до 1964 годов
  • SD – автомобили, разработки 1964-1968 годов
  • SE – автомобили, разработки 1969-1972 годов
  • SF – автомобили, разработки 1973-1988 годов
  • SG – автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
  • SH – автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
  • SJ – автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
  • SL – автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
  • SM – автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует – масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

  • CB – автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
  • CC – автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
  • CD – автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
  • CE – автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
  • CF – автомобили с 1990 г., с турбиной
  • CG-4 – автомобили с 1994 г., с турбиной
  • CH-4 – автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
  • CI-4 – современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
  • CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

Европейские производители моторных масел часто пользуются классификацией по ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, Европейская ассоциация авто-производителей). Во многом требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра – тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.


Дата обновления: 16 августа 2015г.
Ремонт компьютеров в Юрге
Печать визиток в Юрге


Реклама
О сайте Статьи Relax Видео.Юрга Расписание автобусов в Юрге Веб-сервисы
Версия для печатиЮрга 38451.RU Юргинский информационно-развлекательный сайт. © 38451.ru 2008–2024

Наши партнеры

Яндекс.Метрика